ШАБРОЛЬ Клод
24 июня 2010 года

Французский режиссер и продюсер Клод Шаброль отмечает 24 июня 80-летие.

Ниже приводится биографическая справка.

Французский режиссер, сценарист, актер, продюсер Клод Шаброль (Claude Chabrol) родился 24 июня 1930 года в Париже.

Его "дружба" с кино началась не с режиссерского поприща, а с литературного. С середины 1950?х годов он работал в журнале "Cahiers du cinema" бок о бок с Франсуа Трюффо, Жаном?Люком Годаром, Эриком Ромером и Жаком Риветтом. А все свободное время Шаброль посвящал чтению детективов.

Журнал "Cahiers du Cinema" своими взглядами вдохновил многих начинающих критиков начать снимать собственное кино. Так во французском кинематографе началась "новая волна".

Первая лента Шаброля - "Красавчик Серж" (1958) ? стала манифестом нового кинодвижения и произвела фурор: малобюджетный (фильм был снят на деньги, полученные Шабролем в наследство) и острокритичный по отношению к буржуазной действительности, абсолютно некоммерческий фильм вызвал, тем не менее, большой интерес, как и следующая картина ? "Кузены" (1959). В обоих фильмах проявились черты дальнейшей творческой манеры режиссера ? острый сюжет, критика буржуазного уклада жизни, холодная мизантропия в изображении провинции.

Всю свою жизнь Шаброль является приверженцем жанра "черного детектива", однако в лучшие годы своего творчества использовал жанровые каноны для остросоциального анализа и показа широкой картины отношений внутри буржуазного общества. Особенно ярким был период конца 1960?х ? начала 1970?х годов "Неверная жена" (1969), "Пусть умрет зверь" (1969), "Мясник" (1969), "Разрыв" (1970), "Кровавая свадьба" (1973), когда критика называла режиссера, его постоянного соавтора сценариев Поля Жегоффа и актрису (и жену Шаброля) Стефан Одран создателями "новой человеческой комедии", сравнивая с Бальзаком. Остросюжетная фабула в этих фильмах была необходима для того, чтобы вскрыть лицемерие и - нередко - криминализированность человеческих отношений внутри среднего и высшего классов общества.

В 1975 году закончился длительный период сотрудничества режиссера с Жегоффом. Однако Шаброль попытался сохранить прежнюю творческую манеру, продолжая снимать "черные детективы", такие, как картины "Инспектор Лаварден" (1986), "Маски" (1987), "Крик совы" (1992). В то же время он стал вносить разнообразие в свои темы, экранизируя громкие судебные процессы полувековой давности, это отражено в лентах "Виолетта Нозьер" (1978), "Женское дело" (1988). Он начал экранизирует литературу: современную в картинах "Чужой кровью" (1984) по Симоне де Бовуар и "Тихие дни в Клиши" (1990) по Генри Миллеру, классическую в "Мадам Бовари" (1991) по Гюставу Флоберу, фольклорную прозу в картине "Конь гордыни" (1979) по Пьеру Элиасу. Этот период творчества Шаброля не содержит больших удач и отмечен чувством усталости и холодного профессионализма.

Все дальнейшие фильмы давно признанного классика стали вариациями знакомого жанра ? детективами в буржуазной среде. Начал Шаброль тоже с классики ? первой в ряду стала "Бетти" (1992). Свой "Ад" (1994) Шаброль не без юмора назвал "последним марксистским фильмом", но тему классовой борьбы и восстания масс явственно раскрыл, скорее, в фильме "Церемония" (1995), сведя в дуэте актрис Изабель Юппер и Сандрин Боннэр. После язвительной полицейской комедии "Ставок больше нет" (1997) Шаброль отметил очередной юбилей ? картина стала 50?й по счету в карьере режиссера.

Психологический триллер "В сердце лжи" (1999) позволил Шабролю пофилософствовать: "Когда все лгут, то ложь исчезает, а когда все виновны, то невиновен никто". После фильма Шаброль неожиданно сам предал свою Музу: он развелся с Одран и тут же женился на Орор Пакисс ? с этой женщиной он проработал на съемочной площадке с 1959 года.

Сегодня Клод Шаброль по-прежнему является одним из самых плодовитых режиссеров Франции. Почти каждые два года на экранах появляется новая картина, в титрах которой, как неизменный знак качества, значится имя Шаброля.

Среди последних работ режиссера фильмы "Спасибо за шоколад" (2000), сериал "Опасные" (2001), "Цветок зла" (2003), "Подружка невесты" (2004), "Комедия власти" (2006), "Девушка, разрезанная надвое" (2007), сериал "Новеллы Ги Де Мопассана" (2007?2008), "Беллами" (2009).
« Назад