АНУЙ Жан
23 июня 2010 года

100 лет со дня рождения французского драматурга и режиссера Жана Ануя исполняется 23 июня.

Ниже приводится биографическая справка.

Французский драматург, сценарист, режиссер Жан Ануй (Jean Anouilh) родился 23 июня 1910 г. в Бордо в семье портного и скрипачки. В 15 лет приехал в Париж, где окончил школу и поступил на юридический факультет в Сорбонну. Вскоре оставил университет и поступил на работу в рекламное агентство. Параллельно писал короткие юмористические сценарии для кино. Он с детства стремился к литературной работе: по некоторым источникам, писать драматические сценки начал с 10 лет, а в 16 попробовал себя в "полнометражной" драматургии.

Работа в рекламном агентстве продолжалась недолго - страсть к театру взяла верх, и в самом конце 1920?х годов Ануй поступил на работу в Театр Комедии на Елисейских Полях (Comedie des Champs?Еlysеes) на должность секретаря известного французского режиссера Луи Жуве. В 1931 г. он написал свою первую пьесу - "Горностай". Далее, вплоть до 1960 года, он писал в среднем по одной пьесе в год.

Первые драмы Ануя были построены на моральном конфликте благородного героя с ложью и жестокостью и носили камерный характер.

Затем последовали пьесы "Дикарка" (1934) и "Бал воров" (1939). В них уже были вполне внятно очерчены основная проблематика и некоторые эстетические особенности драматургии Ануя. Успех к Аную пришел в 1937 году после постановки на парижской сцене его пьесы "Пассажир без багажа".

В 1940 г. Ануй, обратившись к греческим мифам, нашел прием, который принес его пьесам мировую славу: авторская интерпретация известных древнегреческих и средневековых сюжетов. Такой прием представляет собой серьезное испытание для индивидуальности драматурга: зрительский интерес держится не на происходящих событиях, а на круге непривычных идей, возникающих на основе знакомого сюжета. Основная интрига пьесы переходит с уровня фабулы на уровень интеллектуальной игры. В этом случае добиться успеха может только личность крупного масштаба, способная заставить зрителей напряженно следить за ходом своих размышлений. И Ануй сумел выиграть: именно интеллектуальные драмы были признаны лучшими в его литературном наследии.

Первыми такими пьесами стали "Эвридика" (1942) и "Антигона" (1944). Позже были написаны "Ромео и Джульетта" (1946), "Медея" (1946), "Жаворонок" (1953). Последняя из них - о Жанне д'Арк - многими критиками считается вершиной творчества Ануя.

Ануй делил свои пьесы на несколько циклов: "черные пьесы" (трагедии "Медея", "Антигона" и другие), "розовые пьесы" (лирико?иронические комедии с неправдоподобно счастливым концом - например, "Ужин в Санлисе" и "Приглашение в замок"), "костюмированные пьесы" ("Жаворонок", "Беккет, или Честь Божья" и другие), "колючие пьесы" (сатирические комедии, такие, как "Орнифль, или Сквозной ветерок" и "Подвал").

Перу Ануя принадлежат и сценарии нескольких фильмов - к примеру, "Месье Винсент" 1947 года и "Маленький Мольер" 1959 года.

К концу 1950?х годов зрительский интерес к творчеству Ануя снизился. На смену ему стали приходить новые кумиры, огромную популярность получил родившийся во Франции "театр абсурда", где та же экзистенциальная проблематика раскрывается принципиально новыми театральными средствами. Строгая интеллектуальная логика Ануя на фоне абсурдистских пьес начинает выглядеть архаичной. Спад общественного внимания послужил поводом творческих страданий драматурга: его не считали классиком, как, скажем, Жана Кокто или Жана Жироду, он не удостоился и избрания во Французскую Академию, как Ионеско. Косвенным свидетельством этих мучений служит то, что он всегда принципиально отказывался от любых наград и премий - за исключением премии Бригадье за лучший спектакль сезона. Уже в пьесе "Орнифль, или Сквозной ветерок" (1955) возникла новая, важная для драматурга тема: блестящий писатель в окружении злобных и бездарных критиков.

В 1970-1980-е годы он продолжал работать, однако былую популярность не смогли вернуть ни сборники "Барочные пьесы" (1974) и "Сокровенные пьесы" (1977), ни его режиссерские постановки спектаклей по своим пьесам и произведениям других авторов. В поздних - наименее значительных - произведениях Ануя нарастает мрачная безысходность и скепсис, особенно в трактовке извечного конфликта поколений.

Скончался Жан Ануй 3 октября 1987 г. в Лозанне, надолго пережив пик своей популярности. Однако лучшие его пьесы идут на сценах всего мира и сегодня.

Жан Ануй был женат дважды. В 1928 году он женился на актрисе Монелль Валентин, у супругов родился один ребенок. Второй женой Ануя в 1953 году стала Николь Ланкон, которая родила ему еще троих детей.
« Назад